Тетрадь N1, 2001

Использование современных технологий при реконструкции городских инженерных сетей

Улицкий В.М., С.И.Алексеев, С.В.Ломбас

Главная
страница
сайта
Титульная
страница
журнала
Содержание
тетради

2. ГЕОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

В Петербурге реализуются перспективный план использования подземного пространства для нужд города и работы по ремонту (замене) инженерных сетей, в том числе канализационных коллекторов, не отвечающих требованиям безопасной эксплуатации. На трассе канализационных коллекторов имеются участки, в которых разошлись стыки бетонных труб, и трубы получили просадку. Такие коллекторы опасны для окружающих строений и ухудшают экологическую ситуацию в городе. Кроме того, подобные коммуникации могут выполнять роль локальных горизонтальных дренажей, произвольно понижающих уровень подземных вод у существующих зданий. Нарушение целостности коллекторов может привести к выносу частиц грунта из-под фундаментов зданий (механическая суффозия). Чаще всего на этих участках ремонт коммуникаций с использованием традиционных технологий со вскрытием глубоких траншей невозможен.

В сложившихся условиях можно использовать метод проходки коллекторов микротоннелированием, который отличается следующими преимуществами:

  • более высокая производительность работ по прокладке труб;
  • меньший объем вскрытий дорожного полотна;
  • выемка грунта ограничена объемом трубопровода;
  • не нужен заполняющий материал для траншеи; отсутствует необходимость перекладки пересекающихся трубопроводов;
  • понижение грунтовых вод можно сократить до минимума или вообще от него отказаться;
  • возможность строительства и эксплуатации независимо от погодных условий;
  • выполнение работ без остановки дорожного движения;
  • уменьшение уровня шума и всякого рода выбросов;
  • уменьшение опасности несчастных случаев;
  • сохранение зелёных насаждений.

Кардинально решить вопрос устройства инженерных коммуникаций можно при расположении всех магистральных сетей в едином проходном коллекторе, доступном для ремонта и обслуживания (рис. 2.1). Подобные решения реализуются во многих крупных городах мира. Под проезжей частью дороги с использованием технологии "стена в грунте" устраивается многоярусный объем. В верхних ярусах подземного пространства можно разместить магазины и транспортные развязки (скоростной трамвай), а в нижних - сети инженерных коммуникаций (водопровод, отопление, канализация, электроснабжение и т.д.). В этом же объеме размещаются трубопроводы для отведения стоков ливневой канализации от водосточных труб зданий и поверхностного дренажа.

Рис. 2.1. Прокладка инженерных коммуникаций в слабых грунтах центральной части города: 1 - водосточная труба; 2 - пристенный водоприемник; 3 - колодец ливневой канализации с дождеприемником;
4 - магистральный коллектор

Процесс возведения "стены в грунте" в грунтовых условиях Петербурга целесообразно выполнять под прикрытием противофильтрационной защиты стенки (ПФЗС) с боковых сторон и закрепленного днища (ПФЗД). Это позволит избежать проникновения грунтовых вод в выполняемую выработку в грунте и таким образом предотвратить осадки окружающих зданий.

Выполнение работ подобного рода требует использования комплекса специальной строительной техники. Считаем, что создание такого комплекса необходимо для нужд большого города, каким является Петербург.

  | Главная страница | Что надо знать участнику строительства | Аварии и их причины |
| Ответы специалистов | Новости геотехники | Интернет-журнал |
| Семинары и конференции | Компьютерные программы | Полезные ссылки |
Hosted by uCoz